Все о детской памяти

Все о детской памяти

Память в детстве — это способность запоминать важную информацию для учебы и повседневной жизни.

Каждый человек время от времени что-то забывает. Для маленьких детей важно, чтобы родители следили за проблемами с памятью по мере их возникновения. Некоторые дети могут испытывать трудности с запоминанием ряда инструкций. Другие дети могут не помнить, где они оставили важные материалы. Если эти проблемы мешают повседневной жизни, возможно, пришло время вмешаться.

Проблемы с памятью, скорее всего, будут проявляться в школе, поскольку запоминание информации очень важно для обучения и успешной учебы. Проблемы также могут проявляться в общении и повседневной рутинной работе. Ваш ребенок может испытывать проблемы с памятью в школе или забывать утренний распорядок дня, несмотря на постоянные напоминания.

Виды проблем с памятью в детском возрасте

В некоторых случаях психологи могут более детально рассмотреть проблемы с детской памятью. В следующих статьях мы рассмотрим эти типы проблем с памятью более подробно.

Долгосрочная память (общая память): память на фактические знания, опыт и события.
Память и стили обучения: память, которая существенно зависит от способа обучения. Например, ребенок может запоминать только вербальную информацию, но испытывает трудности с запоминанием визуальных понятий, таких как география или математика.

  • Память на обучение: память на информацию, усвоенную в школе, например на правописание слов, словарный запас, временные таблицы и уравнения.
  • Память на лица: память на лица знакомых людей
  • Память на места: память на знакомые места
  • Процедурная память: память на процедуры, например, как водить машину, как загружать посудомоечную машину, как играть в баскетбол или на гитаре.
  • Рабочая память: память на недавнюю информацию. Рабочая память требует от человека удерживать информацию в течение нескольких секунд. В качестве примера можно привести поиск телефонного номера в Интернете и последующий ввод его в телефон или запоминание короткого набора инструкций для навигации по зданию школы.
  • Визуальное кодирование: память для правописания и чтения. Зрительная память необходима для чтения, в частности для определения буквенных сочетаний, смесей и слов, которые можно увидеть.

Симптомы проблем с памятью в детском возрасте

Забывчивость: может показаться, что ваш ребенок все забывает. Вы можете поймать себя на том, что говорите: «Ты бы тоже потерял голову, если бы она не была прикреплена!»

Потеря вещей: ваш ребенок может оставлять в школе домашние задания, проекты, одежду и коробки с обедом, несмотря на частые напоминания о необходимости приносить вещи домой. Кажется, что на «бюро находок» написано его имя.

Пропажа заданий: у вашего ребенка могут быть постоянные пропуски и опоздания. Учитель ребенка может постоянно говорить: «Он мог бы учиться гораздо лучше, если бы просто сдавал работу вовремя!»

Неподготовленность к мероприятиям: ваш ребенок может явиться в школу в день большой экскурсии без обеда или разрешения.

Беспорядок: рюкзак вашего ребенка может выглядеть как научный проект. Вы можете найти скомканный бланк заказа на день фотографии, просроченные домашние задания и деньги на обед в нижней части шкафчика вашего ребенка.

Напоминания не помогают: возможно, ваш ребенок уже получил много помощи в запоминании. Возможно, вы пробовали использовать клейкие записки, планировщики, цифровые устройства, напоминания и оповещения по электронной почте. Несмотря на всевозможную помощь, некоторые дети продолжают пропускать задания и остаются неорганизованными.

Попадает в неприятности: возможно, ваш ребенок попадает в неприятности с учителем из-за того, что забывает выполнить задания, приходит без важных материалов или не выполняет инструкции.

Постоянно опаздывает: ваш ребенок может не справляться с утренним распорядком дня. Он может не почистить зубы, надеть помятые джинсы, пропустить завтрак и выйти из дома на 10 минут позже. Она может быть единственной на футбольной тренировке, одетой для выездной игры, когда игра должна быть дома.

Семейные разочарования или споры: проблемы с памятью вашего ребенка могут стать источником разочарования для всей семьи. Вы можете бесконечно спорить из-за того, что ваш ребенок «берет на себя ответственность», «становится организованным» и «запоминает вещи».

Проблемы с памятью в детстве по возрасту

Дети с плохой памятью могут испытывать трудности в школе и дома. В школе могут возникнуть проблемы с запоминанием орфографических слов или математических фактов. Дома они могут испытывать трудности с выполнением домашних обязанностей, управлением вещами и убиранием вещей. Родителям важно проявить сострадание и сделать все возможное, чтобы помочь своим детям справиться с этими проблемами.

Есть ли у вашего пятилетнего ребенка проблемы с памятью? Дети с проблемами памяти в возрасте 5 лет могут испытывать некоторые трудности с чтением или математикой. Из-за проблем с памятью могут возникать трудности с определением звуков букв или слов. Если у вашего ребенка именно такая ситуация, рассмотрите возможность применения мультисенсорных методик, таких как Ортон-Гиллингем или Линдамуд-Белл. Эти методы помогут мозгу «закрепить» информацию с помощью сенсорной памяти.

Есть ли у вашего шестилетнего ребенка проблемы с памятью? Дети с проблемами памяти в возрасте 6 лет могут испытывать трудности в учебе или организации материалов. У вашего ребенка могут быть проблемы с тем, чтобы утром не забыть свой ланчбокс или рюкзак для школы. Вы можете пять раз попросить ребенка сходить за обувью и увидеть, что он вернулся с пустыми руками. В этом случае родителям очень важно давать инструкции шаг за шагом. Похвалите за каждый выполненный шаг.

У вашего семилетнего ребенка проблемы с памятью? Дети с проблемами памяти в возрасте 7 или 8 лет могут быть неорганизованными. Они могут выполнять задания в классе и забывать сдавать их учителю. Они могут терять важные предметы. Вам может казаться, что вы постоянно напоминаете ребенку о материалах, необходимых для школы или футбольной тренировки. В этом случае вам может помочь организация «станций» в вашем доме. Выделите отдельное место для рюкзака, обуви, коробки с обедом и бутылки с водой.

Причины проблем с памятью в детском возрасте

У детей с плохими навыками запоминания могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих навыков:

Общие проблемы исполнительного функционирования: Родители должны помнить, что навыки исполнительного функционирования вашего ребенка не будут полностью развиты до начала взрослой жизни (около 23 лет). Важно набраться терпения и не ожидать совершенства в развитии способностей вашего ребенка к исполнительному функционированию.

Организованность: это часть исполнительного функционирования мозга. Под организованностью понимается способность отслеживать множество различных вещей и сохранять организованность в ходе выполнения задачи. Дети, которые очень неорганизованны, могут быть забывчивыми в плане запоминания принадлежностей и шагов, необходимых для завершения деятельности.

Планирование: также является частью исполнительного функционирования. Под планированием понимается способность планировать серию и последовательность действий по одному шагу за раз. Например, ребенок может подумать: «Мне нужно взять домашнее задание по математике, учебник по математике, планировщик, а затем обязательно записать свои задания. Мне нужно сложить все это в рюкзак». Детям, у которых больше проблем с исполнительным механизмом, будет сложнее запомнить шаги, чтобы спланировать задание таким образом.

Рабочая память — это вид памяти, на который существенно влияют способности к исполнительному функционированию. Рабочая память подразумевает удержание информации в памяти в течение короткого времени, возможно, 20-30 секунд, и действие на основе этой информации. Например, вы держите в голове список дел, которые нужно сделать, достаточно долго, чтобы собрать материалы и приступить к работе. Дети с такими проблемами могут испытывать особые трудности с этим типом памяти, потому что он требует «процессов исполнительного контроля», то есть мыслительной части мозга, которая должна обращать внимание, организовывать и удерживать информацию в памяти, чтобы выполнять задачи.

Устойчивое внимание: способность концентрироваться достаточно долго, чтобы завершить задачу или деятельность, не отвлекаясь. Если у ребенка проблемы с вниманием, он может не запоминать информацию, потому что изначально не был внимателен. Дети с такими проблемами могут быть способны уделять внимание занятиям, которые им нравятся. Например, они могут легко запомнить шаги по сборке набора лего, но не то, как собрать рюкзак в школу. В этом случае память вашего ребенка может быть в порядке, но его внимание мешает вспомнить важную информацию.

Скорость обработки информации: это способность быстро реагировать и выполнять простые задания. Ребенок с низкой скоростью обработки информации может испытывать трудности с запоминанием информации, которая предоставляется быстро или в течение определенного времени. Эта проблема чаще проявляется, когда вокруг много лишней информации, которую ребенку приходится обрабатывать, например, в шумном и переполненном классе.

Легкие травмы (травмы с маленькой буквы «т»): Травмы с маленькой буквы «т» — это, казалось бы, незначительные негативные переживания, которые случаются в детстве. Память ребенка может пострадать даже от самых обычных неприятных переживаний, таких как семейные раздоры, перемены в школе, потеря домашнего животного или драма со сверстниками. Если ваш ребенок внезапно стал забывчивым, необходимо выяснить, что может происходить в эмоциональном плане. С «малыми травмами» ребенок часто начинает справляться лучше, когда ситуация проходит или у него есть время пережить эмоции с заботливым взрослым.

Значительные травмы (травмы с большой буквы «Т»): Травмы с большой буквы «Т» — это события, которые создают значительную угрозу безопасности ребенка или его чувству собственного достоинства. К таким травмам относятся домашнее насилие, смерть близкого человека, жестокие издевательства или внезапная смена опекунов. Очень часто после пережитых травм у детей возникают значительные проблемы с памятью. Уход за детьми с подобным травматическим опытом должен осуществляться опытными врачами, которые являются экспертами в области ухода с учетом травмы.

Травма головы: у детей любого возраста, получивших травму головы, вплоть до сотрясения, могут возникнуть проблемы с памятью. Если вы, как родитель, замечаете проблемы с запоминанием, решением проблем, выполнением инструкций или вниманием после сотрясения мозга, важно поговорить с врачом и, возможно, обратиться к нейропсихологу или специалисту по нейрореабилитации.

Что делать при проблемах с памятью в детском возрасте

Школьная консультация: Если ваш ребенок учится в старших классах начальной, средней или старшей школы, запоминание заданий очень важно. Первое, что нужно сделать, — обратиться за консультацией в школу. Возможно, вам поможет школьный консультант или специалист по академическим вмешательствам в школе, где учится ваш ребенок.

Помогите с планировщиком: Если ваш ребенок испытывает трудности, полезной стратегией может стать встреча с учителями и обсуждение того, как поддержать ребенка с помощью планировщика. Некоторые дети гораздо лучше справляются с заданиями, если у них есть физический планировщик, который родители и учителя могут ежедневно проверять. Хотя можно обойтись и цифровым планировщиком, необходимо, чтобы и ребенок, и родители могли легко получить доступ к нему и добавлять в него нужные пункты каждый день.

Записная книжка для общения между родителями и школой: Если ваш ребенок часто забывает домашние задания или попадает в неприятности на уроках из-за пропущенных работ, вы можете попросить завести блокнот для общения с родителями. Это простой блокнот на спирали с разделом, посвященным каждому дню. Родитель может написать, как прошло выполнение домашнего задания. Учитель может описать, как прошел учебный день, и дать конкретные указания по заданиям и материалам, необходимым на следующий день.

Онлайн-системы домашних заданий: Если задания и оценки выставляются онлайн, важно, чтобы вы знали, как пользоваться этой системой. Часто доступ к таким системам, как Infinite Campus и Schoology, может быть запутанным, пока кто-нибудь не научит вас этому процессу. В самом начале учебного года убедитесь, что у вас есть информация для входа в школьные аккаунты вашего ребенка. Если ваш ребенок с трудом запоминает задания, возьмите за привычку проверять эти онлайн-системы каждый вечер.

Поймите, как учится ваш ребенок: Стили обучения могут оказать значительное влияние на память вашего ребенка и его успехи в жизни. Понимание того, как ребенок учится, может позволить взрослым оказать правильную поддержку его памяти. Родители и специалисты могут начать поощрять одни стратегии обучения и запоминания по сравнению с другими и направлять ребенка к большему успеху и повышению самооценки.

Что делать, если ваш ребенок — визуальный ученик: если ваш ребенок любит изучать предметы глазами, вы можете помочь ему запомнить информацию, предоставляя конспекты, графические организаторы и картинки. Визуальный ученик может сказать: «О, теперь я это вижу» или «Я могу это представить».

Стратегии визуальной памяти: карты, диаграммы и графики. Визуальные изображения различных видов рыб будут более интересны визуальному ученику, чем словесное описание их поведения.

Что делать, если ваш ребенок — аудиальный ученик: Если ваш ребенок любит узнавать что-то на слух, вы можете помочь его памяти, читая материалы вслух. Например, если ваш ребенок принесет домой страницу с инструкциями, прочитайте их вслух и попросите его повторить их. Дети, которые учатся таким образом, часто предпочитают читать вам свои учебные материалы, вместо того чтобы проделывать работу в голове. Дети с таким стилем могут сказать: «Я вас слышу», «Я слушаю» или «Позвольте мне рассказать вам, что я могу запомнить».

Слуховые стратегии запоминания: используйте словесное повторение, мнемоники или пропевайте новую информацию в виде рифмы или джингла. Песенка про 50 штатов может помочь ребенку выучить штаты. Вместо просмотра карты морских экосистем им может понравиться слушать лектора по такой теме, как морская биология.

Что делать, если ваш ребенок — кинестетик: Если вашему ребенку нравится узнавать что-то на ощупь, он может лучше усваивать информацию, когда физически ощущает ее. Например, кинестетику может понравиться писать слова на песке. Они могут лучше запомнить, если им разрешат погулять во время прослушивания лекции или аудиокниги. Таким детям нравится пробовать выполнить задание, провести эксперимент и потрогать образцы. Они могут сказать: «Я чувствую это!» «Дайте мне потрогать» или «Можно я возьму его в руки?».

Активные или кинестетические стратегии запоминания: использование живого опыта для обучения новой информации. Кинестетические ученики хотят намочить руки, поплавать с рыбками или провести эксперимент с разными типами океанской воды, чтобы проверить состав соли и определить лучшую среду обитания. Если позволить им изучать новые материалы таким образом, их память на такую информацию, скорее всего, значительно улучшится.

Что делать при множественном интеллекте: Психолог Говард Гарднер [6] предложил теорию множественных интеллектов. Эти интеллекты похожи на особые стили обучения или склонности. Помимо вербального, визуального и кинестетического стилей обучения, Гарднер предложил множество других типов, таких как музыкальный, межличностный и натуралистический.

Альтернативные стратегии запоминания: Музыкальный ребенок, скорее всего, будет лучше запоминать, если будет петь песни, танцевать или сочинять музыку для запоминания нового материала.

Дети с межличностным стилем обучения лучше всего запоминают информацию, когда могут поговорить со сверстником на эту тему, исследовать свои эмоции по этому поводу или услышать увлекательную и содержательную историю о новой информации.

Натуралистические ученики лучше всего запоминают информацию, когда они могут испытать ее на природе или в условиях открытого класса.

Работа Гарднера говорит о том, что, когда педагоги и другие специалисты поддерживают множественный интеллект, дети могут научиться чувствовать себя уверенно в своих сильных сторонах, а не принуждать их к одной форме обучения. Часто, когда педагоги и родители обращают внимание на предпочитаемый стиль обучения, память ребенка на учебный материал значительно улучшается.

Подход постепенного освобождения: Если ваш ребенок испытывает трудности с самостоятельным выполнением школьных заданий, вы можете часто слышать: «У меня нет домашнего задания», «Я забыл свое домашнее задание» или «Я не знаю, как сделать это домашнее задание». Чтобы помочь ребенку, вы можете придерживаться подхода постепенного освобождения. Сначала «я делаю», затем «мы делаем» и, наконец, «ты делаешь». Сообщите учителям, что вы будете прекращать поддержку постепенно, по мере того как ваш ребенок будет приобретать навыки и начнет самостоятельно запоминать важные задания.

Взрослым не стоит говорить: «Они уже должны уметь это делать». Очевидно, что они не способны. Да, ваш ребенок в конечном итоге несет ответственность за запоминание, но пока этот процесс — командная игра. Не отчаивайтесь. Обеспечьте поддержку и структуру, а затем постепенно отступайте, по мере того как ваш ребенок обретает самостоятельность и ответственность.

Совместное целеполагание: Совместное целеполагание — мощная стратегия запоминания и обучения [9, 10, 11]. Установите конкретные сроки и цели с вознаграждением в конце. Например, если ваш ребенок хочет новый скутер, он может вместе с вами поставить цель заработать его. Возможно, если он получит все свои оценки на четверку или выше, вы поможете ему приобрести скутер. Такие цели могут улучшить память вашего ребенка по тем предметам, к которым он не склонен от природы или не особенно заинтересован. Иногда внешние поощрения необходимы, чтобы помочь ребенку запомнить менее интригующую информацию в школе.

Система организации домашнего хозяйства: Если у вашего ребенка ухудшилась память из-за потери важных вещей, возможно, будет полезно организовать все в доме. Сделайте все четким, лаконичным и простым. Создайте схемы и плакаты с напоминаниями и последовательностью действий. Накануне школы выделите место для хранения обуви и рюкзаков. Большинство детей не смогут быть полностью организованными сами по себе. Создание таких вспомогательных структур может оказать огромную помощь вашему ребенку в развитии памяти и организованности.

Положительное подкрепление: Найдите непосредственные способы позитивного подкрепления ребенка за то, что он не забывает о важных вещах, и создайте систему поощрений. Поведенческий терапевт может помочь создать действительно эффективные системы для улучшения организованности вашего ребенка. Когда ваш ребенок будет более организованным, ему будет легче вспомнить о заданиях и важных материалах для школы на следующий день.

Организационный тренер или психотерапевт: Ребенок, который от природы не организован, будет забывчивым и без соответствующих систем. Иногда у неорганизованных детей бывают и неорганизованные родители, поэтому очень полезно, если психотерапевт поможет взять на себя часть бремени по организации вашего ребенка. Чем более организованным станет ваш ребенок, тем лучше будет его память на школьные принадлежности, спортивный инвентарь и важные даты.

Рассмотрите возможность нарушения обучаемости: Если трудности в обучении проявляются в различных условиях обучения и в разных формах, это может свидетельствовать о неспособности к обучению. Нарушения обучаемости — это проблемы с обработкой информации при чтении, письме, математике или сочетание этих проблем, которые могут сильно повлиять на способность ученика добиваться успехов в том или ином предмете. Если вы считаете, что проблемы с памятью у вашего ребенка свидетельствуют о неспособности к обучению, обратитесь к одному из ресурсов, перечисленных в конце этой статьи, для проведения оценки или комплексного обследования.

Когда обращаться за помощью при проблемах с памятью в детском возрасте

Если вы, как родитель, уже попробовали воспользоваться некоторыми предложениями, приведенными в разделе «Что делать», и видите заметные успехи, то вы молодцы! Нет необходимости обращаться за дальнейшей помощью для улучшения памяти, если вы смогли применить успешные стратегии и ваш ребенок делает значительные успехи.

Дети и подростки, испытывающие значительные проблемы с памятью, могут быть симптомами другого заболевания. Хотя это, конечно, не всегда так, важно не игнорировать симптом, который может оказывать реальное влияние на вашего ребенка. В случае с памятью другими нарушениями могут быть неспособность к обучению, СДВГ или расстройство аутистического спектра. В следующем разделе обсуждаются терапевты и виды обследования, которые могут помочь вашему ребенку с проблемами памяти.

Если вы пытались помочь своему ребенку, но он все равно испытывает трудности, прислушайтесь к своей интуиции и обратитесь за дополнительной поддержкой. Если вы чувствуете, что застряли в принятии решения, поговорите с учителем или школьным психологом вашего ребенка и узнайте их мнение о проблемах. Значительные проблемы с памятью, скорее всего, повлияют на вашего ребенка дома, в школе и в обществе.

Другие профессиональные ресурсы по проблемам памяти

Если ваш ребенок борется с этим симптомом до такой степени, что это мешает его учебе, отношениям или счастью, вам могут помочь следующие специалисты; они могут предложить диагностику, лечение или и то, и другое.

Психотерапевт или игровой терапевт: для лечения эмоциональных симптомов, возникающих из-за проблем с памятью, а также для помощи в планировании и организации.

Тренер или репетитор по исполнительной функции: поможет вашему ребенку справиться с любыми академическими слабостями или проблемами с завершением работы, вызванными проблемами с памятью. Это хорошая идея, чтобы снять эту роль с родителей и восстановить гармонию в доме.

Психолог или нейропсихолог: для проведения полного обследования, которое рассмотрит память вашего ребенка в контексте психического здоровья или поведения.

Понравилась статья?

INDIGO CLUB - это образовательный центр, предлагающий разнообразные программы обучения и развития для детей и взрослых. Центр стремится создать стимулирующую и вдохновляющую образовательную среду, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Контакты
г. Алматы, 12 микрорайон 26, Образовательный центр INDIGO CLUB.

8 707 852 85 05
8 707 689 88 14