Лучший способ заставить детей слушать

Лучший способ заставить детей слушать

Как заставить ребенка слушать и выполнять ваши указания

Все различные школы воспитания (мягкое воспитание, привязанность и т.д.) решают извечную дилемму: как заставить ребенка слушать и выполнять ваши указания. Оказывается, простая корректировка языка может стать тем ключом, который поможет вам превратить ребенка, который не подчиняется, в ребенка, который подчиняется. Декларативный язык — использование констатации фактов вместо команд — может стать тем игровым механизмом, который поможет вам выйти за дверь, сделать домашнее задание и сделать ваш дом более спокойным.

Заявлять, а не командовать

Всю свою жизнь мы, родители, являемся начальниками для своих детей, указывая им, куда идти, что делать и когда это делать. Такой тип общения «не способствует развитию отношений», — говорит Линда К. Мерфи, автор книги «Справочник по декларативному языку: Использование продуманного стиля общения, чтобы помочь детям с проблемами социального обучения почувствовать себя компетентными, связанными и понятыми» и declarativelanguage.com. Однако, по ее словам, «декларативный язык делится информацией, не выдвигая требований. Он может делиться информацией, связанной с наблюдением, воспоминанием, планом, идеей, чувством или мнением».

Некоторые примеры заявлений, которые могут побудить ребенка к действию, включают:

Наблюдение: Собака выглядит голодной. (Вместо: «Покорми собаку»).

Воспоминание: Я помню, что у тебя сегодня была контрольная по математике. Мне бы хотелось услышать, как все прошло. (Вместо: «Расскажи мне о своей контрольной»).

План: Пора ехать в школу. (Вместо: «Садись в машину» или «Иди на остановку»).

Идея: Я думаю, что было бы весело пойти кататься на велосипедах прямо сейчас. (Вместо: «Выйди на улицу и покатайся немного на велосипеде»).

Чувство: Ваша сестра выглядит грустной после того, как вы на нее накричали. Возможно, она хочет, чтобы ее обняли или извинились. (Вместо: «Скажи, что тебе жаль»).

Мнение: Сегодня на улице холодно! Давай возьмем твое пальто, чтобы тебе было тепло. (Вместо «Тебе нужно надеть пальто»).

Заявления работают лучше, чем команды, по нескольким причинам. «В них есть воля и ответственность», — говорит тренер родителей и психиатр Джесс Бичкофски. По ее словам, декларативные формулировки «могут побудить детей (да и вообще любого человека) сделать выбор или поступить так, как они хотят, а не потому, что им сказали». По ее словам, в отличие от четких команд типа «Сделай это, СЕЙЧАС, а не то», которые «могут рефлекторно заставить людей обороняться, декларативные формулировки оставляют возможность для сотрудничества и взаимодействия». Если дети знают, что у них может получиться «неправильно», но при этом у них будет еще один шанс на успех, они с большей вероятностью будут пытаться.

Кроме того, декларативная лексика снимает вину с родителя, если ребенок не хочет подчиняться. Бичкофски советует «использовать (декларативный язык) в качестве обучающей точки для причинно-следственных связей». Вместо того чтобы ребенок злился на маму за то, что она сказала: «Делай домашнее задание», «вина» перекладывается на внешнюю силу, например, на время, когда вы превращаете это предложение в декларативное. Например, «Я беспокоюсь, что у тебя может закончиться время, если ты не начнешь делать домашнее задание в ближайшее время». Мама не заставляет ребенка делать домашнее задание просто так, оно должно быть выполнено до наступления срока, времени отхода ко сну или обеда. Мерфи утверждает, что поскольку «декларативный язык — это также язык, который мы используем для установления связей и формирования отношений с другими людьми», такой стиль общения «создает позитивную учебную среду, которая одновременно расширяет возможности и устанавливает связи».

Некоторые простые корректировки языка

Мерфи говорит, что переход к декларативной речи начинается с того, что вы обращаете внимание на то, как часто вы командуете своим ребенком. Затем «попробуйте выбрать такой контекст, в котором вы не будете чувствовать себя спешащим и у вас будет время, необходимое для того, чтобы попробовать что-то другое». Вам нужно будет дать себе время, чтобы потренироваться и подобрать правильную формулировку. Бичкофски говорит: «Может показаться, что это очень сложно и требует больше времени, чем просто сказать: «Бери сумку и садись в машину!», но если у Вас есть возможность, сделайте глубокий вдох и потратьте несколько дополнительных минут на то, чтобы рассказать о том, что происходит, или предложить помощь в решении проблемы, которая, как кажется, занимает больше времени, чем обычно».

Прежде чем говорить с ребенком, подумайте, не является ли это предложение императивным, т.е. таким, в котором «ты» или его имя являются субъектом предложения, даже если это подразумевается. Так, например, вы можете сказать ребенку: «Тебе нужно одеться», где субъект предложения — «ты», но вы также можете сказать: «Иди одевайся». Здесь субъектом предложения по-прежнему является «ты», но оно подразумевается. Обычно вы не говорите: «Ты, иди одевайся», но вы можете сказать: «Билли, иди одевайся». Это императивное предложение, и оно является командным, что означает меньшую вероятность того, что ребенок захочет следовать инструкции.

Вместо этого измените формулировку: «Пора одеваться». Бичкофски говорит, что дети могут «понять, что происходит», и начать действовать, но если они этого не сделают, то она предлагает вернуться к старому приему для малышей — давать выбор вместо команд. В данном случае это может звучать так: «Ты хочешь сначала одеться или сначала почистить зубы?» или «Ты хочешь одеться сейчас или через пять минут?». Она говорит: «Наблюдения и предоставление детям возможности делать выводы и планировать дальнейшие действия действительно укрепляют их навыки исполнительного функционирования, а также помогают в планировании и организации». Подобное обучение поможет им в будущем стать более самостоятельными, не нуждаясь в том, чтобы вы «ворчали» или командовали ими.

Время — это все

В  воспитании детей время — это все. Учебный термин «время ожидания» можно применить к декларативным высказываниям, чтобы сделать их более эффективными. Вспомните, как учитель спрашивает класс: «В чем мораль этой истории?». Никто не ответит сразу, если только в классе не присутствует Гермиона Грейнджер. Неопытный учитель начнет высказывать свои соображения: «Мораль в том, что надо думать, прежде чем говорить». Опытный преподаватель позволит тишине повиснуть в воздухе, зная, что в конце концов кто-нибудь да скажет. Это происходит потому, что скорость обработки новой информации у людей разная. Преподаватель знает потенциальный ответ на вопрос, а студенты даже не подозревали, что им вообще будет задан вопрос.

«Мы всегда хотим убедиться в том, что даем нашим учащимся время, необходимое для обдумывания и обработки информации, которую мы им преподносим», — говорит Мерфи. «Если мы слишком быстро вводим подсказку, вопрос или увеличиваем количество слов, мы можем усложнить задачу». Вместо того чтобы давать ответы или повторять слова, постарайтесь дать им время осмыслиться. «Хотя поначалу это может показаться неловким, очень важно привыкнуть к тишине по ту сторону декларативного заявления», — говорит она.

Понравилась статья?

INDIGO CLUB - это образовательный центр, предлагающий разнообразные программы обучения и развития для детей и взрослых. Центр стремится создать стимулирующую и вдохновляющую образовательную среду, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Контакты
г. Алматы, 12 микрорайон 26, Образовательный центр INDIGO CLUB.

8 707 852 85 05
8 707 689 88 14