Что делать, когда дети не хотят идти в школу

Оглавление

image_pdfimage_print

 

Многие дети в какой-то момент своей жизни выражают нежелание ходить в школу, что делает это одной из самых распространенных проблем детского поведения. Однако нежелание, а затем и отказ ходить в школу может привести к более серьезным проблемам и серьезным последствиям, если родители не будут эффективно реагировать.

Причины, по которым дети неохотно идут в школу, различны. Одной из распространенных причин является высокий уровень школьной тревожности. Нежелание также обычно усиливается после того, как дети побывали на больничных или каникулах, потому что им трудно вернуться обратно, пропустив школу или отдохнув от нее несколько дней.

Иногда нежелание посещать школу — это временное явление, которое легко устранить. Например, может быть, ваш ребенок заболел гриппом, пропустил несколько дней и теперь с трудом возвращается в школу. Внезапно ваш ребенок становится тревожным, приставучим и плачет из-за пропущенного домашнего задания. Поговорите с ребенком о том, почему важно ходить в школу, и развейте его опасения — возможно, это все, что нужно, чтобы вернуть все на круги своя.

Более серьезная проблема возникает, когда нежелание переходит в прямой отказ.

Поведение, связанное с отказом от посещения школы, определяется как отказ ребенка от посещения школы и/или трудности с пребыванием в классе в течение всего дня. Отказ — это крайняя форма поведения, которая создает реальные проблемы для ребенка (и его семьи), и существует ряд факторов, которые отличают его от обычного избегания. К ним относятся:

  • как долго ребенок избегает школы
  • Насколько сильный дискомфорт ребенок связывает с посещением школы
  • Насколько сильно ребенок сопротивляется
  • Насколько сильно сопротивление ребенка мешает ему (и семье) жить.

Последствия периодического или длительного пропуска школы могут включать семейные конфликты и стресс, проблемы с учебой и получением хороших оценок, трудности с приобретением и поддержанием друзей, отсев из школы и правонарушения.

Существует ряд признаков, указывающих на то, что ребенок может испытывать трудности с посещением и пребыванием в школе, в том числе:

  • Боязнь конкретных вещей в школе: тестов, учителей, других детей, поездок в автобусе
  • Физические/соматические жалобы
  • Приступы истерики
  • Отказ вставать с постели или одеваться
  • Цепляние за родителей
  • Задавание одних и тех же вопросов снова и снова (Могу ли я просто остаться дома? Можем ли мы заниматься домашним обучением?)
  • Прибытие в школу с опозданием
  • Плач в классе
  • Просит сходить к медсестре, а затем звонит родителям, чтобы их забрали.
  • Прогулы/пропуск определенных уроков или уход из школы до начала занятий
  • Пропуск занятий в дни проведения тестов или презентаций
  • Замкнутость, крайняя застенчивость в школе и другое поведение в других классах (может указывать на плохие отношения со сверстниками или издевательства)

 

У ребенка также может быть много «подозрительных» дней болезни и/или частые визиты к школьной медсестре. Беспокойство может проявляться физически, поэтому симптомы могут соответствовать беспокойству по поводу посещения или пребывания в школе. В таких ситуациях мы рекомендуем показать ребенка педиатру, так как важно не упустить из виду возможную медицинскую проблему.

Понимание проблемы

Для эффективного решения проблемы такого поведения первым шагом должно стать определение причины нежелания или отказа ребенка посещать школу. Существует целый ряд возможностей, и ребенок может назвать несколько причин нежелания ходить в школу.

Одна из самых крайних — тревожное расстройство. Виновником может быть почти любое из следующих тревожных расстройств, а отказ или сопротивление посещению школы может быть лишь одним из симптомов расстройства.

Тревога разлуки: Страх перед возможной потерей или разлукой с родителями (или опекунами), вызванный походом в школу.

Селективный мутизм: Расстройство, при котором ребенок говорит нормальным голосом дома, но молчит в школе. Дети с таким расстройством могут отказываться ходить в школу, потому что боятся, что их заставят говорить.

Паническое расстройство: Страх возникновения интенсивной панической реакции в ситуации, из которой трудно выбраться (например, в классе).

Обсессивно-компульсивное расстройство: Характеризуется интенсивными навязчивыми идеями и ритуалами и может быть спровоцировано школьными ситуациями, например, страхом заражения.

Также может наблюдаться хроническое беспокойство о здоровье и крайний перфекционизм.

Социальная фобия: страх подвергнуться критике или смущению со стороны учеников или учителей в социальных или производственных ситуациях. Примером может служить тревога перед тестами.

Генерализованное тревожное расстройство: Хроническое беспокойство по поводу множества проблем, таких как симпатия, оценки, запоминание домашнего задания и т.д.

Специфическая фобия: распространенной фобией, которая приводит к отказу от посещения школы, является эметофобия, или страх заболеть и вызвать рвоту, вызванный возможностью подхватить вирус или вырвать в школе.

Другие причины нежелания или отказа от посещения школы могут быть следующими:

Издевательства: Вербальное, физическое или взаимное запугивание

Проблемы с обучением: Например, специфические проблемы с обучением, СДВГ, проблемы с экспрессивным или рецептивным языком, недостатки памяти.

Медицинские проблемы: Хронические медицинские проблемы, такие как астма, диабет, муковисцидоз, рак, эпилепсия.

Семейный стресс/болезнь или конфликт: Хроническая болезнь в семье, ребенок должен работать, чтобы поддержать семью.

Как я могу помочь своему ребенку?

Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, если ваш ребенок регулярно не хочет или отказывается ходить в школу:

Получите оценку для определения причины (причин) и серьезности отказа от школы у специалиста по психическому здоровью, который знаком со школьной тревожностью или отказом от школы.
Специалисты, работающие с детьми с проблемой отказа от школы, часто используют когнитивно-поведенческую терапию, которая помогает детям научиться управлять своими тревожными мыслями и чувствами и смотреть в лицо своим страхам.

Изучите и используйте навыки, которые помогут уменьшить тревогу/дистресс ребенка и родителей.
Поощряйте правильное поведение вашего ребенка, связанное с посещением школы, и создавайте негативные последствия для неподобающего, требующего внимания поведения, такого как истерики и прогулы.

Работа со школой вашего ребенка над планом посещения и пребывания в школе

Определение и работа с соответствующим персоналом школы для решения проблемы поведения вашего ребенка, связанного с отказом от посещения школы, — еще один важный шаг, который должны предпринять родители. К числу областей, на которых следует сосредоточиться, относятся:

  • Обсуждение количества пропусков/количества пропущенного времени.
  • Анализ текущих оценок, домашних заданий и зачетов вашего ребенка.
  • Обсуждение поведения вашего ребенка в школе.
  • Изучение возможных препятствий для посещения школы (проблемы с учебой, проблемы со сверстниками).
  • Ознакомление со школьными правилами относительно посещаемости и прогулов, а также с юридическими или дисциплинарными мерами, которые могут возникнуть, если ребенок не ходит в школу.
  • Составление плана и определение предполагаемых сроков возвращения вашего ребенка в школу, а также рассмотрение возможных препятствий.

 

Это руководство было разработано на основе информации из следующих источников. Воспитателям и школьным специалистам предлагается изучить эти ресурсы для получения дополнительной информации.

Понравилась статья?

INDIGO CLUB - это образовательный центр, предлагающий разнообразные программы обучения и развития для детей и взрослых. Центр стремится создать стимулирующую и вдохновляющую образовательную среду, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Контакты
г. Алматы, 12 микрорайон 26, Образовательный центр INDIGO CLUB.

8 707 852 85 05
8 707 689 88 14